документы
страхование

Зеленая карта в 2024 году: как теперь страховать свой автомобиль белорусам и россиянам при поездке за границу?

12.03.2024

Зеленая карта в 2024 году: как теперь страховать свой автомобиль белорусам и россиянам при поездке за границу?

Любителям путешествий по Европе на собственном авто или мотоцикле придется на какое-то время забыть про полис «Зеленая карта». Из-за западных санкций в отношении Беларуси и России с июня 2023 года такая страховка больше не работает. Впрочем, не всё так просто.

Нужна ли «Зеленая карта»? Если да, то зачем? Ответим на все эти вопросы, но начнем с главного.

Что такое Зеленая карта?

«Зеленая карта» — международный страховка автогражданской ответственности. Она используется при поездках на автомобиле или мотоцикле по странам, которые являются участницами соглашения, вступившего в силу в 1953 году. Из этого соглашения следует, что полис, выданный в одной стране, действует и на территории другой.

Российский Союз Автостраховщиков принят в систему с 2009 года, Белорусский — с 2003.

«Зеленую карту» часто называют аналогом белорусского ОСГО или российского ОСАГО, но действующим только за рубежом — она не заменяет местные полисы, а только дополняет их. Например, если по вине водителя из Беларуси совершено ДТП за рубежом, то возмещение ущерба потерпевшему (имуществу или здоровью) осуществляется по карте белорусского страховщика. И наоборот.

Основной целью «Зеленой карты» является урегулирование страховых случаев в соответствии с законами страны, в которых произошло ДТП с участием автомобилей или мотоциклов.

Страховой договор заключается на срок от 15 дней до 1 года. Его стоимость зависит от типа транспортного средства, срока страхования и территории покрытия.

На автомобиле, приобретенном в лизинг, вы также можете путешествовать за границу. Преимуществами лизинга являются гибкие условия оплаты, меньший первоначальный взнос по сравнению с кредитом, возможность со временем обновить машину.

В каких странах действует зеленая карта?

По состоянию на март 2024 года международное страхование по системе «Зеленая карта» действует в 45 странах. Соглашение подписали все страны Европы, а также Тунис, Иран, Израиль, Турция, Азербайджан и Марокко.

При этом страховка не распространяется на греческий Афон, датские Фарерские острова и Гренландию, испанские Сеуту и Мелилью, голландские Карибские Нидерланды, Арубы, Сен-Мартен и Кюрасао, норвежский Шпицберген и Медвежий остров, немецкий Бюзинген-ам-Хохрайн, а также французский Заморский регион.

Действие страховки на территории Республики Беларусь и России

С 1 июня 2023 года при пересечении границ стран, входящих в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ), белорусам и россиянам необходимо оформлять договор пограничного страхования. С 30 июня 2023 года из системы «Зеленая карта» полностью исключены Россия и Беларусь, т.е. страховка перестала действовать и в отношении стран-участниц соглашения, не входящих в ЕЭЗ.

Соглашения остались в силе только с Турцией и Азербайджаном, а также между Россией и Беларусью. Они действительны до 28 июня 2024 года. Это значит, что ранее оформленная «Зеленая карта» для белорусов понадобится при поездках в Россию. И наоборот. Если срок полиса истек, необходимо заключить договор пограничного страхования.

Страховой сертификат состоит из четырех листов, один из которых остается у страховой организации. При себе нужно иметь все три. В случае ДТП копию полиса необходимо отдать потерпевшему.

Синяя карта вместо Зеленой

Из-за отмены «Зеленой карты» было принято решение разработать аналог международной страховой системы, участниками которой смогут стать дружественные страны. Проект получил название «Синяя карта». По состоянию на март 2024 года к нему присоединились только Беларусь и Россия.

Полисы ОСАГО "Синяя карта" для поездок в Россию Белорусам начали продавать с 1 марта. Российским водителям для поездок в РБ — с 1 апреля. Сам полис начал действовать с 20 сентября 2023 года и до 1 марта 2024 года выдавался на бланках "Зеленой карты". При этом, тем, у кого полис оформлен на зеленом бланке с 1 апреля 2024 года, не придется его менять. Он остается действительным.

Принцип нового полиса автострахования и его стоимость останутся такими же, как и у «Зеленой карты». Предполагаемое время запуска нового продукта — 1 января 2024 года.

Как теперь страховать свой автомобиль при въезде в страны ЕС

Чтобы въехать в страны ЕС с территории Беларуси на автомобиле с белорусскими номерами, необходимо оформить полис пограничного страхования на польской, литовской или латвийской таможне. Сделать это нужно до пограничного и таможенного контроля, причем не везде — нужно уточнять. Можно оформить удаленно, но на 100% безопасного способа приобрести страховку онлайн не существует. По сравнению с Green Card и тем, как страховка оформлялась до 31 мая 2023 — это шаг на 30 лет назад.

Страхование автомобиля при въезде в ЕС

Договор со страховщиками можно заключить на границе. В Польше услуги предлагают четыре организации — полис может быть оформлен на срок от 1 до 12 месяцев. На такой же период можно заключить договор в Латвии — здесь работает семь страховщиков. В Литве страховку можно оформить на срок от 15 до 90 суток в одной из пяти страховых компаний. При въезде в Великобританию или Северную Ирландию потребуется заключить дополнительный договор с местными страховщиками.

Цены постоянно меняются. Дешевле всего услуги стоят на границе с Польшей — у других соседей дороже. По состоянию на март 2024 года в Литве страховка для легковых автомобилей обойдется в 60 (28 — через таможенного брокера) и 120 евро на 15 и 30 дней. Похожие условия иностранцам предлагаются с белорусской стороны.

Штрафы за отсутствие страховки

Наличие страховки проверяют на въезде и выезде в Польшу, Литву и Латвию. Если без полиса в ЕС просто не пустят, то на выезде придется заплатить штраф. Для справки, в Польше он привязан к периоду отсутствия страховки. Если он не превышает 3 дней, то штраф 1400 злотых (300 евро), если больше 14 — уже 7000 злотых (1500 долларов).

Штраф в Беларуси за отсутствие «Зеленой карты» для россиян или ее аналога для граждан других стран составляет 200 евро. Его выписывают при каждой фиксации отсутствия полиса. В России штрафные санкции менее суровые — нужно заплатить в районе 8 долларов. Причем отсутствие страховки определяют, в том числе, с помощью дорожных камер.

Вместо выводов

Что в итоге? Международный полис автогражданской ответственности был прекрасным страховым инструментом, который существенно упрощал поездки по Европе на личном транспорте. С его отменой для белорусов процесс пересечения границ с западными странами стал более напряженным.

Остается ждать, когда услуги дистанционного оформления полисов пограничного страхования будут предоставляться не только посредниками, но и официальными службами граничащих с Беларусью стран.